Синология.Ру

Тематический раздел


Рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве

между берегами Тайваньского пролива: экономика и политика
 
Рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве между берегами Тайваньского пролива (海峽兩岸經濟合作架構協議, английская аббревиатура ECFA) [2], было подписано в Чунцине 29 июля 2010 г. От имени Тайваня соглашение подписал Цзян Бинкунь (江丙坤), председатель Фонда обменов через Тайваньский пролив (ФОП), от имени Китая – Чэнь Юнлинь (陳用林), глава Ассоциации связей через Тайваньский пролив (АСТП).
 
Соглашение, состоящее из 16 статей и 5 приложений, следующим образом определяет общие принципы и цели взаимодействия сторон:
 
1. Углублять и совершенствовать экономическое, торговое и инвестиционное сотрудничество между двумя Сторонами;
2. содействовать дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами между двумя Сторонами, постепенно установить справедливый, прозрачный и упрощённый механизм осуществления инвестиций и их защиты;
3. расширить сферу экономического сотрудничества, разработать механизм сотрудничества.
 
Для реализации договорённостей Соглашение предусматривает меры, направленные на снижение или отмену тарифных и нетарифных барьеров на большую группу товаров; снятие или уменьшение ограничений в торговле услугами; обеспечение инвестиционной деятельности и её защиты; создание благоприятных условий для торговли, инвестирования, производственных обменов и сотрудничества. В Соглашении особо оговаривается, что все его положения соотносятся с правилами ВТО. Предусмотрена процедура прекращения действия Соглашения по письменному уведомлению одной из сторон.
 
После подписания соглашения Цзян Бинкунь сказал: «С подписанием соглашения стороны получают более благоприятное и упорядоченное пространство для ведения торгово-экономической деятельности. Стороны смогут использовать взаимные преимущества, повысить свою экономическую мощь, расширить присутствие на мировом рынке. Поэтому подписание соглашения не только важная веха в экономических связях двух берегов, но и важный этап в региональной экономической интеграции». Чэнь Юнлинь отметил, что «это соглашение, основанное на взаимном понимании, взаимных уступках и проявлении доброй воли. Оно определяет дух, содержание, цели и меры экономического сотрудничества двух берегов» [3].
 
Подписание Рамочного соглашения было позитивно встречено в мире [4]. США, оказывающие влияние на формирование взаимоотношений в регионе, положительно отреагировали на достигнутые договорённости. Представитель Госдепартамента США Гордон Дугуид заявил, что подписание ECFA демонстрирует дальнейшее укрепление диалога между двумя берегами Тайваньского пролива, что США приветствуют такое развитие событий и надеются на рост и укрепление сотрудничества в будущем. Заключение ECFA поддержал также Европейский Союз, от имени которого с заявлением выступила первый Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности ЕС Кэтрин Эштон, указавшая, что расширение экономических отношений между двумя берегами будет способствовать развитию уже имеющихся торговых и инвестиционных связей Тайваня и КНР в Восточной Азии. Япония, которая в силу исторических причин по-прежнему тесно связана с Тайванем и внимательно следит за развитием событий вокруг острова, поддержала заключение Соглашения. Торгово-промышленная палата Японии в Тайбэе выразила надежду на подписание подобного двустороннего отношения межу Японией и Тайванем в ближайшем будущем.
 
Идея начать переговоры возникла в декабре 2009 г. (Ещё раньше, в 2001 г., эту мысль высказывал известный тайваньский экономист, бывший вице-пре- зидент, неоднократно возглавлявший делегацию Ассоциации общего рынка Тайваньского пролива на Азиатских форумах в Боао. Однако в то время в силу политической конъюнктуры предложение не получило поддержки у руководства острова).
 
Первый раунд переговоров между тайваньской делегацией во главе с Гао Кунлянем (高孔廉), генеральным секретарём, заместителем руководителя ФОП, и китайской делегацией во главе с Чжэн Личжуном (郑立中), заместителем главы АСТП состоялся 26 января 2010 г. [3]. Соглашение было подписано 29 июня 2010 г. в Чунцине, в ходе 5-го раунда переговоров. На этой же встрече было принято «Соглашение о сотрудничестве в деле охраны прав интеллектуальной собственности», что особенно важно для Тайваня, стремящегося занять место инкубатора инноваций в регионе.
 
Исполнительный юань одобрил Соглашение 2 июля 2010 г. 17 августа 2010 г. Соглашение утвердил Законодательный юань (парламент Тайваня) [6; 7]. Соглашение приобрело законную силу 1 января 2011 г.
 
Заключение торговых соглашений и образование зон свободной торговли соответствует тенденциям нашего времени. Однако Тайвань и Китай – это особый случай, в силу того, что стороны Соглашения не признают суверенитет друг друга и считаются одной страной, но с разным наполнением. Обе стороны отвергли возможные параллели между ECFA и заключёнными Китаем соглашениями с Сянганом и Аомэнем, которые называются «Меры по установлению более тесных торгово-экономических отношений».
 
Китай и Тайвань оценили Соглашение как переломное, как завершение определённого этапа экономического взаимодействия, на котором ранее уже действовали 14 соглашений о сотрудничестве в разных областях.
 
Политолог Кань Ихуа из университета Чжэнчжи отметил: «Впервые за нашу шестидесятилетнюю историю две стороны, прежде настроенные враждебно друг к другу, говорят об институционализации экономических отношений между Тайванем и Китаем и придании им официального статуса. Это поворотный пункт в истории двусторонних отношений» [8]. ECFA – самое значимое из всех заключённых между берегами пролива договоренностей. Значение Соглашения – подведение законодательной базы под двусторонние торгово-экономические отношения, хотя, строго говоря, рамочное соглашение – это документ, определяющий лишь принципиальную договорённость сторон о формах, направлениях и условиях сотрудничества. Это означает, что текст Соглашения не является окончательным, и переговоры по уточнению и детализации экономического и торгового взаимодействия будут продолжены.
 
Подписание Соглашения было ускорено мировым экономическим кризисом, который серьёзно ударил по Тайваню с его ярко выраженной экспортно-ориентированной экономикой. В 2008–09 гг. остров продемонстрировал рекордные показатели падения производства, объёмов экспорта и роста уровня безработицы. Это незамедлительно вызвало подогреваемую активной деятельностью оппозиции напряжённость в обществе и недовольство населения деятельностью правительства и правящей партии Гоминьдан. Негативные процессы в экономике создали угрозу социальной стабильности в обществе. Именно поэтому работа Тайваньской администрации по продвижению Соглашения в период кризиса активизировалась. Оживление внешнеэкономической деятельности в результате подписания Соглашения с материком могло помочь в решении части внутренних проблем: оживить экономику Тайваня, в том числе внутренний рынок, активизировать внутренний спрос, обеспечить рост ВВП, повысить уровень жизни населения, возвратить уволенный или переведённый на частичную занятость персонал, создать новые рабочие места, таким образом свести к минимуму уровень безработицы, чтобы уменьшить напряжённость в обществе и устранить причины возможного социального недовольства. Кроме того, подписание двустороннего соглашения даёт Тайваню возможность укрепить свой торгово-экономический статус в регионе и в мире. Остров занимает лидирующие позиции в мировой экономике по производству компьютеров, чипов, медной фольги, СD-дисков, мониторов и др. продукции высокотехнологичной электроники, и в 2010 г. находился на 18-м месте по торговому обороту, 8-м – по конкурентоспособности, 4-м – по наиболее благоприятному инвестиционному климату в мире [9]. Чтобы и сохранить имеющиеся экономические преимущества, и не потерять доверие населения, Гоминьдан, вернувшийся к руководству в 2008 г. и настроенный остаться у власти на следующий срок, должен доказать свою способность перестроить и модернизировать в обозримом будущем пошатнувшуюся под ударами мирового кризиса экономику, снять угрозу изоляции тайваньской экономики в регионе ЮВА. Подписание Соглашения стало для действующего президента Ма Инцзю (馬英九) выполнением его предвыборных обещаний и попыткой поднять свой рейтинг с прицелом на президентские выборы 2012 г. Ма Инцзю перед подписанием успокаивал население, давая разъяснения по двум самым чувствительным вопросам: обещал не вступать в политические переговоры с Китаем и не допускать китайскую рабочую силу на Тайвань. Проблема сохранения независимости и национального суверенитета по-преж- нему беспокоит большинство населения острова.
 
На Тайване Соглашение было встречено неоднозначно. Оппозиция с самого начала настроилась на его резкую критику. За несколько дней до подписания документа, 26 июня, Демократическая прогрессивная партия (ДПП) и её политический союзник Союз солидарности Тайваня организовали акцию протеста перед президентским дворцом в Тайбэе. По сведениям оппозиции, в митинге приняли участие около 100 тыс. человек, по сведениям полиции – 32 тыс. Бывший президент Тайваня Ли Дэнхуэй [李登辉] выступил с резким заявлением, суть которого сводилась к тому, что Ма Инцзю «сотрудничает с китайскими коммунистами с целью объединить Тайвань и не вправе быть президентом Тайваня».
 
Острые разногласия между двумя главными партиями проявились в Парламенте во время принятия Соглашения. Депутаты от ДПП требовали постатейного обсуждения документа (ранее они выступали за принятие соглашения, обязательно в рамках ВТО), но их предложение не прошло. Тогда представители оппозиции попытались прорваться к президиуму и окружить председателя Ван Цзиньпина (王金平). Началась потасовка с обычным на Тайване в подобных случаях бросанием друг в друга предметов и мусора. Один из законодателей от Гоминьдана У Юйшэн был ранен в голову брошенными в него часами (весом более 1 кг) и отправлен в больницу.
 
Председатель ДПП Цай Инвэнь (蔡英文) сначала называла документ «ядом в сахарной оболочке», требовала проведения референдума, однако в сентябре 2011 г. заявила, что в случае победы на выборах 2012 г. будет продолжать межпроливную политику Гоминьдана, но добьётся переоценки Соглашения демократическим путём. В «Платформе на следующие 10 лет» Цай Инвэнь подчеркнула, что позиция ДПП остаётся открытой, однако партия не будет выступать за отмену соглашения [11].
 
Бывший министр финансов (при ДПП) и бывший представитель Тайваня в ВТО Янь Цинчжан (顏慶章) назвал Соглашение «протоколом о намерениях» без содержания, от которого нельзя ожидать тех быстрых результатов, о которых говорит Ма Инцзю.
 
Следует подчеркнуть, что в последние два года ДПП неизменно выступала против всех предложений Гоминьдана, которые могли привести к расширению торговых отношений между берегами Тайваньского пролива. Отторжение и критику вызывали даже те предложения, которые по своей сути были аналогичны тем, которые выдвигались администрацией Чэнь Шуйбяня (陳水扁, 2000–2008). Чтобы убедить население в своей правоте, сторонники ДПП использовали самые устрашающие аргументы и соответствующую лексику, предрекая крах экономики, полную политическую и экономическую зависимость от Китая, потерю суверенитета и обещали вести «десятилетнюю войну сопротивления ECFA».
 
Ма Инцзю на состоявшейся на следующий день после подписания Соглашения пресс-конференции под названием «Новые возможности Тайваня, новая эпоха Азии» заявил, что оно оживит экономику Тайваня и поднимет его конкурентоспособность в регионе и в мире. Гоминьдан рассчитывал, что Соглашение сыграет положительную роль уже во время выборов мэров пяти городов в декабре 2010 года, однако этого не произошло. Формально Соглашение вступило в силу в середине сентября, однако с правовой точки зрения его выполнение стало возможным с 1 января 2011 г., а выборы прошли в декабре 2010 г. Избирательная кампания началась ещё раньше. Вероятно, Гоминьдан можно упрекнуть в недостаточно активной работе по разъяснению конкретного постатейного содержания Соглашения, его значения и положительного влияния на экономику острова. На этапе подготовки Соглашения Гоминьдан не смог чётко сформулировать меры, предусмотренные правительством для защиты тайваньских предпринимателей, в частности, в малом бизнесе, сельскохозяйственном производстве, традиционных промыслах в условиях активизации китайских деловых кругов. Внесло сумятицу в общество и отклонённое Гоминьданом требование оппозиции провести референдум по вопросу об одобрении Соглашения.
 
Стратегия оппозиции в критике Соглашения соотносится с её политикой использования регионального национализма и этнических разногласий. Главные аргументы оппозиции: активизация сотрудничества приведёт к полной зависимости от одного партнёра и замкнёт экономические связи Тайваня на Китае, что в итоге приведёт к потере экономической самостоятельности. Кроме того, расширение сотрудничества с континентом, с точки зрения ДПП, может завершиться потерей Тайванем национальной независимости и суверенитета; увеличение потока дешёвых китайских товаров, в том числе сельхозпродукции, ударит по тайваньским производителям; приток китайских белых воротничков и другой квалифицированной рабочей силы отрицательно скажется на занятости местных кадров.
 
По оценкам Центрального Института экономических исследований Тайваня, Соглашение, дающее Тайваню снижение тарифов на 539 видам экспортируемой в Китай продукции, позволит обеспечить рост экономики острова на 1,65–1,72%, рост ВВП (включая сельское хозяйство, производственный сектор сферу услуг) на 2,83%, или на 28 млрд. долл. США. Предполагается рост занятости на 2,6 %, или на 263 тыс. чел. [9]. В ближайшей перспективе Соглашение позволит создать 60 000 рабочих мест и сэкономить 800 млн. долл. за счёт уменьшения таможенных сборов. Действие Соглашения даст финансовый выигрыш 11 104 компаниям (14,3% общего числа зарегистрированных компаний), работающим в нефтехимической, металлургической, текстильной, машиностроительной промышленности, а также производящим запчасти для автомобилей и бытовую электронику, а значит, их служащим, что крайне важно для правительства в деле обеспечения социальной стабильности, особенно накануне предстоящих президентских и парламентских выборов.
 
Большое значение имеет расширение сотрудничества в сфере сервиса. Китай открывает для тайваньского бизнеса 11 секторов, получая в ответ доступ к 9 на острове. Наибольший выигрыш Тайвань получает в финансовой области. В частности, ему предоставляется право на операции с жэньминьби на два года раньше, чем другим иностранным партнёрам. Увеличение объёмов финансовой деятельности ведёт к поиску путей оптимизации методов предоставления услуг, набору новых сотрудников, занятых в этих операциях, что также положительно сказывается на повышении уровня занятости населения и отражается на его лояльности к власти.
 
В отдалённой перспективе Тайвань надеется заключить подобные соглашения с другими странами региона и мира, чтобы укрепить свой престиж и конкурентоспособность своей продукции. Тайвань стремится диверсифицировать свои торгово-экономические отношения, не ограничиваясь активной торгово-экономической деятельностью лишь с Китаем. Это достаточно проблематично, поскольку уже существующие контакты прочно увязали экономику Тайваня с континентом, а после подписания Соглашения объём тайваньского экспорта в Китай может возрасти в объёме общего экспорта с нынешних 35% до 45–50%. Именно поэтому на Тайване большой популярностью пользуется идея подписания соглашений о создании зон свободной торговли и с другими странами. В этой связи следует упомянуть инициативы деловых кругов Японии и Южной Кореи о создании условий наибольшего благоприятствования в двусторонней торговле.
 
Тайвань рассчитывает с помощью Соглашения, ориентированного на оживление торговли, инвестиционной деятельности, банковских операций и сотрудничества в сервисной сфере, не только оживить экономику Тайваня, но и расширить его торгово-экономические связи в АТР, повысить конкурентоспособность тайваньской продукции на мировом рынке. Эти проблемы стали особенно актуальны после вступления в силу с 1 января 2010 г. договорённостей между КНР и АСЕАН о создании единого рынка, в результате чего тарифы для тайваньской продукции выросли на разные виды продукции от 5 до 15%.
 
Представляется, что ECFA дает неоспоримо более широкие экономические преимущества Тайваню, чем Китаю, который получил таможенные льготы лишь по 276 видам продукции, что может выразиться в дополнительных 2,86 млрд. долл. (1/5 от суммы, которую может получить Тайвань). Для такой мощной экономики, как Китай, полученные от подписания Соглашения экономические и финансовые преимущества не играют существенной роли.
 
Жест Китая по отношению к Тайваню выглядит в глазах мирового общественного мнения впечатляюще. Он «льёт воду на мельницу» создания положительного политического имиджа Китая, подтверждает его устремления к «мирному возвышению». Хотя Соглашение позиционируется Тайванем как чисто «экономическое», политическая составляющая просматривается в самом факте подписания документа, несмотря на заявления председателя КНР Ху Цзиньтао о том, что объединение не обсуждается и «является в лучшем случае отдалённой целью». Что касается Ма Инцзю, то он, по его заверениям, в настоящее время вообще не готов обсуждать политические вопросы. Подписание Соглашения демонстрирует дружеское отношение Китая к соотечественникам (同胞), испытывающим трудности. Уместно напомнить о нескольких кампаниях по закупке тайваньских товаров, организованных китайским правительством в самое трудное для экономики острова время. Всё это вписывается в концепцию китайской внешней политики, направленной на обеспечение мирного внешнего окружения, гарантирующего поступательное социально-экономическое развитие КНР. Соглашение, несомненно, смягчит напряжённость в Тайваньском проливе, поможет китайскому руководству в реализации его стратегии «мирного подъёма». Китай в сложившихся условиях предстаёт как борец за мир и даже не исключает вероятность сокращения числа ракет, нацеленных на Тайвань. Нельзя не отметить тот факт, что Китай при заключении Соглашения пошёл на целый ряд уступок Тайваню по таким вопросам, как допуск китайской рабочей силы на Тайвань, возможный ущерб фермерам, традиционным промыслам, малому бизнесу. Китай осознанно предпринял этот шаг, чтобы ослабить критику документа со стороны оппозиционной ДПП и не дать последней новые аргументы для нападок на Ма Инцзю. Пекин совершенно очевидно симпатизирует последнему и делает многое для усиления его политических позиций, укрепления авторитета, создающих предпосылки для успешного проведения избирательной кампании.
 
На Тайване подписание Соглашения сразу же подняло рейтинг Ма Инцзю на 3%, однако обострило межпартийную борьбу между двумя главными партиями – Гоминьданом и ДПП. В 2010 г. ДПП заявила о том, что в случае прихода её к власти она будет бойкотировать Соглашение в течение 10 лет. В силу того, что в последнее время общественное мнение Тайваня склонно оценивать Соглашение скорее положительно, чем отрицательно, ДПП уже не так резко высказывается по поводу Соглашения.
 
По результатам опроса общественного мнения, проведённого Центром изучения выборов Университета Чжэнчжи среди людей старше 20 лет, в конце 2010 г. около 60% населения одобрительно относилось к заключению Рамочного соглашения с Китаем, однако ожидало практических результатов от его реализации [10].
 
Подписание ECFA предоставило компаниям Тайваня новые льготы, которые дополняют уже эксплуатируемые в течение длительного времени языковые и культурные преимущества, открыло новые перспективы для ведения бизнеса на рынках материкового Китая на утверждённой законодательной базе, открыло возможности для подъёма двустороннего сотрудничества на более высокий уровень. Соглашение создаёт предпосылки для последующего вступления в интеграционные процессы в ЮВА. Выполнение Соглашения создаст благоприятную обстановку для достижения поставленной руководством Тайваня цели – превратить Тайвань в международный центр экономики и торговли, центр оказания «глобальных сервисных услуг», в штаб-квартиру международного бизнеса, в инкубатор инновационных идей и технологий, способствующих модернизации экономики Тайваня.
 
Гоминьдановское руководство Тайваня должно осознавать, что подписание Соглашения само по себе ещё ничего не значит. Претворение его в жизнь для осуществления намеченных целей потребует неустанных усилий правительства и поддержки его линии со стороны населения. Только в этом случае Соглашение сможет стать «двигателем», который приведёт в движение экономику Тайваня и выведет остров на путь осуществления планов т.н. «золотой декады».
 
Литература и Интернет-ресурсы
1. Галенович Ю.М. Москва–Пекин, Москва–Тайбэй. М., 2002.
2. Современный Тайвань. Вып.11. М., 2010.
3. www.ecfa.org.tw
4. xinhuanet.com. 2010–06–24.
5. www.taiwanembassy.org
6. Etaiwannews.com. 01.07.2010.
7. Wu urges DPP to fulfill duty to voters (У требует, чтобы ДПП выполняла свои обязательства перед избирателями). Chinapost.com.tw. 11.07.2010.
8. Lawmakers pass landmark ECFA with China. (Законодатели принимают знаковое соглашение с Китаем). Chinapost.com.tw. 18.08.2010.
9. http://iir.nccu.edu.tw/
10. http://www.tier.org.tw/
11. http://www.kmt.org.tw/
12. http://epaper.dpp.org.tw/
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 2 / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. - 385 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. С. 193-200.

 

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.